В 1944 год в город Асбест стали пребывать семьи высланных немцев для работы на эвакуированных оборонных заводах и стройках города. Встал вопрос о необходимости детского учреждения, где бы дети могли находиться круглосуточно. В срочном порядке для этого был приспособлен барак на улице Семашко.
Детей принимали прямо на железнодорожном вокзале из товарных вагонов. Их отмывали, кормили, укладывали спать.
Обеспечение продуктами, заготовка топлива - были главными задачами для сотрудников детского сада в годы войны. Топлива требовалось много: чтобы приготовить пищу, постирать белье, помыть детей, обогреть помещения. В заготовке топлива участвовал все - воспитатели и няни. Помогали и дети-дошкольники, в обязанности которых входила доставка дров на саночках к печам.
Особый статус «высланных», позволял родителям видеть своих детей только один раз в неделю – в воскресенье.
С окончанием войны ( в 1946 году) было принято решение о постройке нового здания детского сада на улице Чапаева. И пусть это был лишь деревянный барак, но зато там смогли разместиться четыре группы детей и это было первое в городе здание, специально построенное для детей.
Остро встал вопрос с подбором воспитателей. Приходилось принимать на работу молодых девушек без всякой подготовки, со школьной скамьи.
Послевоенные годы были трудными. В эти годы ощущалась нехватка оборудования, не хватало белья, одеял, подушек, мебели. Доставка продуктов с продовольственной базы осуществлялась на лошади.
С 1948 года кроме детей высланных немцев, детский сад стали посещать дети сотрудников охраны, а чуть позднее и дети строителей города Асбеста, т.к. учреждение было передано на баланс треста «Асбострой».
Чтобы сделать жизнь детей более разнообразной, доставить им удовольствие в детском саду стали проводить «вечера досуга». Широко практиковались показы кукольного и теневого театра.
Постепенно группы наполнялись оборудованием, игрушками. Большое внимание педагоги уделяли проведению занятий с детьми, организованных по единой для всех детских садов страны «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А.
А между тем, небывалый скачок рождаемости в городе привел к тому, что детский сад оказался переполненным. В этот период был сделан пристрой к детском саду, где разместилась 5-ая группа, выделена комната для дневного отдыха – спальная. Наличие спальной являлось отличительной чертой детского сада от других дошкольных учреждений, построенных даже в более позднее время. По запросам родителей была организована группа для ночующих детей.
В 1976 году деревянный барак уже не вмещает всех желающих посещать детский и было принято решение о строительстве нового здания на 140 мест рядом со старым зданием детского сада.
Сколько радости, счастья, надежды вызвало открытие нового здания в 1979 году! Сколько умения, любви, выдумки вкладывали воспитатели в устройство групповых комнат. Родители восхищались просторными раздевалками, туалетными комнатами, у каждой возрастной группы – своя спальная. В детском саду появился кабинет врача из трех комнат (изолятор, кабинет врача, процедурная), методический кабинет. В уютном музыкальном зале проводились любимые праздники - Новый год, 8-е Марта, День Строителя.
Глубокий экономический кризис 90-х годов подтолкнул предприятия города отказываться от содержания на своем балансе детских учреждений. Детский сад был передан в муниципальную собственность города. Город принял современное здание на 6 возрастных групп (110 детей). Дошкольное учреждение стали посещать дети, живущие в микрорайоне.
Совершенствовалось общество, менялись педагоги в детском саду, развивались дети, возникали новые потребности и требования к дошкольному образованию у общества и родителей. Появились новые образовательные программы и право педагогов их выбора. Изучив запросы родителей, какими они хотят видеть своих детей, в 1997 году педагогический коллектив детского сада внедрил в работу программу «Развитие». Особенность данной программы в том, что на основе развития умственных и творческих способностей детей осуществляется общее развитие ребенка. Вследствие этого детский сад стал относиться к детскому саду общеразвивающего вида с приоритеным осуществлением интелектуального развития детей.
С принятием нового Положения о дошкольном образовательном учреждении в 2007 году детский сад был переименован в детский сад общеразвивающего вида с приортетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей.
Детский сад является единственным в городе Асбесте детским садом с приоритетным направлением деятельности по познавательно - речевому развитию детей. Приоритет выбран не случайно. Педагоги понимают, что познавательное и речевое развитие детей является одними из важных основ подготовки к школе, которая в детском саду начинается с момента поступления ребенка в детский сад. Выпускники детского сада отличаются среди своих сверстников умением рассуждать, задавать вопросы, самостоятельностью, стремлением к познанию нового.
Сегодня детский сад оснащен современным игровым оборудованием, игрушками,детской художественной литературой, дидактическими играми. Среда групп позволяет ребёнку реализовать себя в разных видах деятельности:
- познавательно - речевой
-художественно - эстетической
- физической
- социально - личностной
С учётом запросов родителей в детском саду созданы условия для дополнительноьго образования детей по физкультурно-спортивной, художественно-эстетической и социально-педагогической направленностям.
Детский сад попрежнему востребован и пользуется спросом у родителей не только микрорайона, но и города в целом. Работают в нем не воспитатели-школьницы, а квалифицированные педагоги, имеющие педагогическое образование, квалификацию и опыт работы.
Изменилась основная педагогическая задача - не только обеспечить освоение детьми знаний, умений и навыков, но и сформировать у ребенка способность применять полученные знания и умения в жизненных ситуациях. принимать на их основе собственные решения.
Изменился и статус родителей воспитанников в детском саду. Если раньше они были сторонними наблюдателями, затем «палочками-выручалочками» в оснащении и развитии материальной базы детского сада, то теперь они активные участники в вопросах управления детским садом, в реализации образовательной программы детского сада, в оценке образовательных достижений детей.
Изменилась роль родителей в управлении образовательным процессом. Нормативно это закреплено в положениях «О родительском комитете», «О Совете детского сада». Это проявляется через повышение активности родителей в работе педагогического совета детского сада, участие в родительских собраниях, городских конференциях, делегирование родителям функции контроля за качеством питания, за расходованием средств по смете.
«Не дай вам бог родиться в эпоху перемен!» - восклицали древние. Но именно в это время в детском саду сложился дружный коллектив единомышленников – начиная от заведующего, педагогов и специалистов, младших воспитателей до родителей. Это помогает детскому саду преодолевать трудности, идти дальше и развиваться.